К

Ц

 

р

у

с

с

к

и

й

м

е

н

е

д

ж

м

е

н

т



 

 


представляет

Глоссарий по менеджменту

С целью защиты авторских прав, добавление новых терминов нашего глоссария теперь можно будет прочитать только в рассылке - подписывайтесь прямо сейчас! Форма для подписки - на странице - от А до И

Бизнес - консультанты из Н.Новгорода работают в Москве, Н.Новгороде, Чебоксарах
Тел./факс (831) 466-37-06
телефон:  (831) 462-95-93

Уважаемые посетители  "Глоссария терминов"! 

1. Если кроме науки управления, которой посвящен наш глоссарий, вы еще хотите овладеть искусством  управления - рекомендуем нашу рассылку Тайм-менеджмент.  (ТМ)

В ближайших выпусках рассылки ТМ вы сможете практически овладеть системным, процессным, а также ситуационным подходом при практическом освоении такого полезного для любого человека любой профессии и возраста модуля, как "Тренировка памяти" (один из бесплатных модулей рассылки ТМ).

С уважением, директор ООО "КЦ "Русский менеджмент",
 к.т.н. Владимир Токарев
тел. (831) 462-95-93,
тел./факс (831) 466-37-06
http://mc-ma.narod.ru

 

от А до И; от К до Р: К - М - Н - О - П - Р

от S до С; от Т до Я

Наш словарь (глоссарий) будет постоянно пополняться новыми терминами, а также более подробной их расшифровкой. Надеемся также на обратную связь с читателями. Более глубокое рассмотрение ряда положений нашего словаря обеспечивается гиперссылками на соответствующие статьи в наших электронных проектах , которые также будут постоянно дополняться. Для того, чтобы попасть на эти статьи, достаточно щелкнуть мышкой по соответствующему термину словаря. Последние внесения или изменения только в рассылке

К - М - Н - О - П - Р

Качество продукции - технический уровень товаров или услуг, определяемый в реальных условиях эксплуатации самим потребителем.

Концепция - система взглядов, которой придерживаются в настоящий момент, определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; или же ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Концепции маркетинга - сменяющие друг друга во времени подходы к маркетинговой деятельности, в основу которых положен какой-либо основополагающий принцип (максимальное удовлетворение покупателя, общества и др.)

Конкурентоспособность - одно из "математических" определений конкурентоспособности товара/услуги - это отношение полезных свойств товара/услуги к цене потребления этого товара/услуги. Конкурентоспособность фирмы связана с конкурентоспособностью производимых ею товаров/услуг, но не определяется только ими (товары могут быть качественными, но производиться с большими издержками, чем у конкурентов).

Консультанты по управлению - специалисты в области теории и практики менеджмента, выполняющие роль связующего звена между разработчиками новых методов и моделей управления, например, преподавателями,  и практиками - руководителями фирм.  Зачастую консультанты сами придумывают новые методы и модели управления, но тогда они выступают в иной роли - исследователей науки управления. Отсутствие сертификации консультационных услуг приводит к тому, что достаточно сказать лишь два заветных  слова - "Я  - консультант!", чтобы  обычный гражданин стал в один ряд с теми, кто уже вошел в мировую гильдию одной из самых престижных и уважаемый во всем мире профессий.

Корпоративное управление - управление, в котором главным объектом управления выступают взаимоотношения менеджмента фирмы и акционеров. Инструментами такого управления выступают регламенты (например, кодекс корпоративного управления фирмы), устав предприятия.

Кривая опыта - модель, объясняющая, что при накоплении опыта фирма неуклонно повышает эффективность своего производства.

К - М - Н - О - П - Р

Матрица BCG (бостонской консалтинговой группы) - представляет четыре стратегии роста (звезда, дикая кошка, корова, собака), на которые фирма может ориентироваться, исходя из вариантов соотношения доля рынка фирмы/рост отрасли. Получила широкую известность благодаря своей наглядности: "звезда" (ее рекомендуется развивать и укреплять) - высокая доля рынка при быстром развитии отрасли, где фирма работает; "дикая кошка" (?) - отрасль развивается быстро, но у фирмы незначительная доля рынка; "корова" (ее рекомендуется доить) - доля рынка высока, но отрасль замедляет свое развитие; "собака" (которую следует прогнать) - малая доля рынка фирмы при медленном развитии отрасли.

Матрица МакКинзи - модифицированная матрица Бостонской консалтинговой группы. Доля рынка фирмы заменена более абстрактной категорией "Конкурентоспособность предприятия", а рост отрасли понятием - "Привлекательность рынка".

Маркетинг - деятельность, обеспечивающая производителям товаров и услуг своевременную реакцию на изменения ситуации на рынке, а потребителям лучшее удовлетворение их потребностей.

Маркетинг микс (4P) - комплекс взаимосвязанных подсистем маркетинга (товар, цена, система распределения и продвижения), поддающихся управлению со стороны производителя.

Межфункциональные проблемы -  проблемы, возникающие на стыке подразделений. Обычно связаны с тем, что цели подразделений (или отдельных людей) превалируют над целями организации.

Менеджер - руководитель, обеспечивающий эффективную координацию ресурсов организации (в первую очередь людских ресурсов).

Менеджмент - деятельность, направленная на преобразование исходной ситуации в желаемую. Из этого определения следует, что мы все постоянно занимаемся менеджментом, часто сами того не подозревая, см. - управление предприятием.

Метод (от греческого - путь исследования, например, научный метод, включающий этапы наблюдения, анализа и синтеза) - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; или же совокупность приемов освоения действительности. Если вы "кликните" по термину, то поймете, почему наш центр MC&MA рассматривает практику управленческого консультирования как самый эффективный метод подготовки менеджеров в России.

Миссия - главная общая цель предприятия, понимаемая, в первую очередь, как долговременная задача по отличному от конкурентов и желательно лучшему удовлетворению потребностей основных покупателей производимых товаров и услуг.

Модель "менеджмента услуг" - разработана американским специалистом Р.Норманном. Модель "менеджмента услуг" включает в себя пять составляющих - сегмент рынка, концепцию услуги, систему оказания услуг, образ фирмы, ее философию и культуру. Модель значительно облегчает продвижение услуги потребителям.

Мотив - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

Мотивация (функция) - процесс внутреннего или внешнего психологического управления поведением, сочетающий интеллектуальные, физиологические и психологические подпроцессы, заключающийся в стимулировании самого себя или других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных целей или общих целей организации.

К - М - Н - О - П - Р

Наблюдение - метод исследования по сбору информации, предполагающий минимальное вторжение в реальную действительность, составная часть научного метода.

Набор персонала - один из подпроцессов специальной функции управления - управления персоналом, включающий в себя определение требований к вакантной должности, привлечение кандидатов и т.д., определяется политикой фирмы по отношению к персоналу (или выращивание своих кадров, или привлечение молодых специалистов, или переманивание профессионалов из конкурирующих фирм и др.). Наша точка зрения на набор персонала принципиально отличается от общепринятой, с ней можно познакомиться, щелкнув кнопкой мыши по термину.

Научный метод известный метод исследования, включающий в себя такие подпроцессы, как наблюдение, анализ и синтез.

"Национальный ромб" - модель Майкла Портера, позволяющая оценить перспективы развития конкретной отрасли в национальной экономике. По нашему мнению, эта модель имеет более широкое применение.

Неформальная организация - спонтанно организовавшаяся группа людей, у которой есть хотя бы одна общая цель, "членство" в неформальной организации обычно связывается с разделением ее участниками общих, выработанных в процессе взаимодействия, ценностей. В связи с последним, поведение каждого участника такой организации в определенной степени обусловлено выработанными неформальной группой нормами. Неформальная организация служит удовлетворению различных потребностей ее членов - потребности в общении, защите и др.

НЛП - нейро-лингвистическое программирование - набор техник, применяемых для повышения эффективности общения, личностного совершенствования в различных областях, в частности, в сфере творчества и др. Родоначальниками НЛП считаются американские специалисты Дж. Гриндер и Р.Бэндлер. Наш центр придерживается мнения, что НЛП - это всего лишь раскрученный брэнд проведения семинаров в сфере самоменеджмента, об этом можно прочитать в статье "Анти - НЛП", кликнув по термину.

К - М - Н - О - П - Р

Образ товара (фирмы) - представление о товаре (фирме), которое складывается у потребителей, с одной стороны, в процессе использования товаров (контактов с фирмой), а, с другой стороны, под воздействием общественного мнения, в формировании которого участвуют различные инструменты коммуникации (реклама, пропаганда, слухи, и др.).

Обратная связь - важнейшая часть любой системы управления, обеспечивающая поступление информации о состоянии объекта управления, наличие такой информации - залог своевременности управляющего воздействия. Суть маркетинга - обеспечение обратной связи.

Ожидание (в теории менеджмента) - способность предвосхищения человеком будущих событий, играет важную роль в мотивации и самомотивации человека, в менеджменте популярна теория ожиданий Виктора Врума (см. Мескон М. и др. "Основы менеджмента", 1992).

Опрос - один из широко распространенных методов исследования. Отличается тем, что позволяет достаточно быстро получить большой объем нужной информции от целевой группы путем сбора ответов на перечень заранее подготовленных вопросов. Опрос может быть как устный, так и письменный. Одно из ограничений - неполучение часто ценной информации, которая не предполагается в вопросах данного опроса, но находится в головах опрашиваемых.

ОРГАНИЗАЦИЯ (ФУНКЦИЯ) - процесс делегирования задач и полномочий (обычно подчиненным) для достижения целей организации, см. функция организации.

Организационная структура - важнейшая часть системы управления организацией, обычно изображается графически в форме иерархически взаимосвязанных подразделений и лиц компании, отражает уровень делегирования задач и полномочий от высшего руководителя вниз по иерархии.

Отбор персонала - процесс приведения в соответствие к требованиям должности качеств кандидатов, желающих занять эту должность. (В соответствии с нашей концепцией управления персоналом, лучше всего это делать в путем переподготовки уже работающих сотрудников.) "Новомодный" подход к отбору персонала - подбор должности под качества кандидата, а не наоборот. Однако общепринятый на сегодня подход - проведения отбора кандидатов на должность путем оценки по критериям, важным для вакантной должности. На Западе такую работу проводят специальные "Центры оценки", в качестве одного из проверенных инструментов отбора применяют тестирование.

ОЦЕНКА (КОНТРОЛЬ) - процесс сравнения и последующего решения, обеспечивающий достижение поставленных целей. Процесс контроля включает в себя установление стандартов, измерение, сравнение и корректирующие действия при необходимости.

К - М - Н - О - П - Р

Планирование - процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения, см. также функция планирования.

ПОДСИСТЕМА – составная часть системы более высокого уровня.

Позиционирование товара/фирмы - создание в сознании потребителей определенного образа (имиджа) товара или фирмы, целенаправленное формирование специфического представления у потребителей о товаре или самой фирме на рынке в сравнении с товарами/фирмами конкурентами с помощью различных инструментов маркетинга. По мнению ряда специалистов позиционирование фирмы складывается в результате синтеза образа фирмы и ее уникального торгового предложения (УТП).

Потребитель - тот, кто кормит акционеров, работников и менеджмент компании.

Потребность - состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования. Неудовлетворенная потребность вызывает в организме человека определенную психологическую напряженность, спадающую при полном удовлетворении потребности. Понимание потребности людей - половина успеха для любого бизнеса. Кликнув по термину, вы узнаете, что Церковь (в отличие от самой веры в Высший разум) - тоже бизнес (и бизнес успешно развивающийся, благодаря правильному пониманию потребностей верующих), поскольку предоставляет конкретные услуги за вполне конкретные деньги.

Потребность в уважении - одна из высших потребностей человека в модели иерархии потребностей А.Маслоу. Если к персоналу относятся уважительно, люди в организации, скорее всего, будут трудиться с высокой самоотдачей.

"Правильный менеджмент" - жаргон, речь идет о применении современной теории управления в практике менеджмента.

Предприниматель - человек-творец (см. творчество), чья деятельность направлена на создание новых товаров или услуг, применение новых методов управления и т.п., предприниматель - это создатель новых потребностей у покупателей, удовлетворение которых приносит новое удовольствие или избавление от существующих мучений.

Предпринимательские способности - главный ресурс, ответственный за развитие бизнеса. Современная экономикс исходит из посылки, что все ресурсы (фирмы, национальной экономики) - капитал, труд, земля, предпринимательские способности - ограничены, поэтому организациям приходится совершать выбор - куда эти ресурсы направить. В современном информационном обществе последний тезис ставится под сомнение.

Принуждение - один из наиболее распространенных методов "мотивации" подчиненных, основанный на их страхе перед возможным наказанием за неповиновение руководителю.

Принятие решений - процесс выбора альтернативы. Следуя специальному алгоритму, можно повысить эффективность принятия решений.

Приоритет (устанавливать приоритеты) - степень важности одних действий в сравнении с другими. Правильное установление приоритетов - одно из главных умений любого менеджера. В статье к данному термину предлагается модель, облегчающая установление приоритетов. В этой модели выбор программы действий осуществляется с применением двух критериев.

Проведение изменений - преодоление сопротивления отдельных лиц и групп в процессе проведения каких-либо нововведений на предприятии.

Продуктовая организационная структура - организационная структура предприятия, в котором выделены достаточно автономные подразделения, руководители которых несут полную ответственность за разработку, производство и продвижение конкретного продукта.

Проектная группа - временное организационное образование людей с руководителем во главе, имеющее целью достижение обычно одной важной цели. Включает в себя набор всех необходимых специалистов для выполнения задания в запланированные сроки. Пример формирования проектной группы стратегического планирования приведен к данному термину.

Проектная/матричная организационная структура - организация, в которой для решения в короткие сроки конкретной задачи создается временная группа специалистов, после решения задачи группа распускается. Пример матричной структуры - наложение проектной структуры на функциональную или дивизиональную, основные проблемы матричной структуры связаны с нарушением принципа единоначалия.

Процессный подход - управленческая концепция, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций управления. Методология процессного подхода имеет более широкое применение (если не универсальное).

К - М - Н - О - П - Р

Разделение труда - всеобщий закон (проявляет свое действие не только в производстве, но и в живой природе), согласно которому применение разделения труда позволяет повысить эффективность производства (товаров, услуг, энергии и др.).

Резюме - обычно стандартизованное представление о соискателе на работу, благодаря чему упрощается процесс отсева ненужных кандидатов. Наша версия - резюме должна писать фирма - см. ссылку по термину.

Реклама - неличное представление товара или услуги (например, в СМИ) от имени известного спонсора.

Ресурсная концепция стратегического управления - основана на системе взглядов на управление, согласно которой разработка долговременной программы действий фирмы на рынке начинается не с изучения рынка, а с анализа внутреннего потенциала фирмы (оценки ресурсов и компетенций фирмы), с учетом которого уже затем подбираются наиболее оптимальные рыночные возможности для фирмы.

 

от А до И; от К до Р: К - М - Н - О - П - Р

от S до С; от Т до Я